До 15 апреля 1961 года – Черновское шоссе. Переименовано в честь космонавта Юрия Гагарина. Согласно городской легенде, именно по Черновскому шоссе 12 апреля 1961 года он ехал с заводского аэродрома “Безымянка” на Обкомовскую дачу, расположенную на 1-й просеке.
Черновское шоссе появилось еще в XIX веке. По своей трассировке оно практически совпадало с нынешней улицей Гагарина, однако в районе станции метро “Спортивная” смещалось на юг, по направлению к железнодорожной линии. Черновское шоссе заканчивалось в районе современного Кировского моста, где уже тогда имелся мост через реку Самара.
Свое современное расположение, с выходом на улицы Победы и 22 Партсъезда, улица Гагарина получила на рубеже 1930–40-х годов, когда понадобилось связать центр Самары со строящейся Безымянкой.
К началу Великой Отечественной войны Черновское шоссе оставалось практически не застроенным. Исключением был лишь Северный поселок железнодорожников, частные дома которого тянулись от улицы Тухачевского до Революционной (нечетная сторона улицы Гагарина). Далее следовали сады и редкие дачи, которые завершались в районе улицы Советской Армии. Там уже были построены двухэтажные дома для работников запроектированного во второй половине 1930-х годов газокомпрессорного завода. Впоследствии на его площадке разместился завод № 525 (он же – “Металлист”), а квартал двухэтажек стал именоваться Верхним Машстроем. Впрочем, его дома имеют адреса по Канатному переулку и улице Гастелло.
8 ноября 1941 года по Черновскому шоссе был пущен трамвайный маршрут № 3, соединивший центр города с Безымянкой.
Первые высотные дома на улице Гагарина были построены в 1950-х годах, когда формировалась парадная застройка поселка Машстрой. Некоторые составившие ее здания ныне имеют статус выявленных объектов культурного наследия: дома №№ 145, 153, 155, 157 и 159. Из этих зданий стоит отдельно сказать о мужском общежитии ГПЗ 9, возведенном в 1954 году по проекту архитектора Ивана Салоникиди. Позднее в нем расположился райисполком, а сейчас здание занимает прокуратура Советского района (Гагарина, 145). Примечателен и дом № 153, прозванный в народе “стоквартирным”. В 1983 году в нем был открыт популярный среди куйбышевских меломанов и музыкантов магазин “Соната”.
Также в этом районе во второй половине 1950-х годов были благоустроены сквер Маяковского и парк “Дружба”.
В самом начале улицы Гагарина в 1955 году была построена вышка для радиоборьбы с “вражескими голосами” (позднее – передающий цех № 7 Самарского телецентра). Годом ранее на перекрестке с улицей Революционной возвели здание для технического училища № 24 (ныне – многопрофильный колледж им. Бартенева).
После переименования Черновского шоссе в улицу Гагарина началась ее активная застройка пятиэтажными домами. Также в первой половине 1960-х годов здесь открылись ресторан “Руслан” (Гагарина, 54) и кинотеатр “Весна” (Гагарина, 86а). В 1963 году на углу с улицей Карбышева был построен третий по счету девятиэтажный дом в нашем городе.
Во второй половине 1960-х годов на улице Гагарина появились памятник Покорителям космоса в сквере Самарских космонавтов на перекрестке с улицей Победы и стела в честь Юрия Гагарина рядом с домом №13, в сквере Первых космонавтов.
Немало интересных объектов появилось на улице Гагарина в годы застоя. В 1970 году был построен корпус СамГМУ (Гагарина, 18). В течение следующих десяти лет по бокам от него были возведены два студенческих общежития. В 1971 году открылся филиал ЦУМа “Самара” (Гагарина, 99). В том же году была достроена архитектурная доминанта перекрестка улиц Гагарина и Победы – 12-этажный дом (Гагарина, 124). Заказчиком его строительства был ГПЗ 9, а проект разработала архитектор Мария Мошкова.
В 1977 году в здании с адресом Гагарина, 105а открылась Куйбышевская школа юных летчиков-космонавтов имени Шаталова (она же – УПК авиационно-космического профиля). Ее ученики изучали теорию авиации и космоса, занимались на самолетных и вертолетных тренажерах. К ним приезжали летчики и космонавты, а лучшие курсанты награждались поездкой на аэродром Байконур. В 1992 году школа юных летчиков-космонавтов закрылась, ее здание передали общеобразовательной школе № 69.
В позднесоветский период под улицей Гагарина велась прокладка линии метрополитена, в связи с чем она лишилась своей трамвайной линии. Расположенные на ней станции открылись в следующей последовательности: 31 декабря 1992 года — «Советская», 25 марта 1993-го — «Спортивная», 26 декабря 1993-го — «Гагаринская» и лишь 27 декабря 2002-го — «Московская».
Не удивительно, что именно на улице Гагарина расположилось управление метрополитена. Его здание на перекрестке с улицей Тухачевского было построено в 1987 году по проекту самарских архитекторов Алексея Герасимова и Вагана Каркарьяна.