Земеца улица

Промышленный, Кировский районы ~ начало 1940-х годов

Проходит по территории Юнгородка. Изначальное название – Первый проезд. Со второй половины 1950-х по 2007 год – улица Псковская. Была переименована в честь Почетного гражданина Самары, Героя Социалистического труда, человека, в разные годы руководившего Куйбышевским агрегатным (“Авиаагрегат”) и Куйбышевским авиационным (“Авиакор”) заводами  – Виктора Петровича Земеца.

Именно по улице Земеца имеют адреса предприятия, в годы войны производившие штурмовики ИЛ-2 – завод №1 им. Сталина ( ныне –  РКЦ «Прогресс») и завод №18 им. Ворошилова (АО «Авиакор»).

Жилая застройка на улице Земеца появилась во времена Великой Отечественной войны. По нечетной стороне она представлена двухэтажными домами, возведенными в 1942-44 годах. По четной стороне, рядом с заводской территорией, спустя 10 лет был построен квартал трехэтажных сталинок. В его центре, в здании 1961 года постройки (Земеца, 24а), находится отдел подготовки кадров РКЦ “Прогресс” (в советское время – ГПТУ №12 и школа рабочей молодежи №15).

Своя школа рабочей молодежи №8 имелась и у Куйбышевского авиационного завода (КуАЗ). Ныне это офисное здание с адресом Земеца, 38. Между ним и заводской территорией в советское время был построен медицинский городок КуАЗа, включавший в себя поликлинику (Земеца, 36) и профилакторий (Земеца, 36а).

Рядом с проходной РКЦ “Прогресс” стоит обратить внимание на бывшую фабрику-кухню этого предприятия (Земеца, 18г). А в соседнем здании располагается заводская библиотека.

Нашлось место на улице Земеца и самарским железнодорожникам. Здесь расположено моторвагонное депо “Безымянка”, а также корпус №3 колледжа железнодорожного транспорта им. Буянова (Земеца, 18а).

В раннесоветский период значение улицы Земеца в общегородской транспортной сети было минимальным. Все изменилось в 1977 году, когда было закончено строительство путепровода, по которому ныне курсируют трамваи №9, 10, 13 и 24.

Также на улице Земеца могла появиться станция метрополитена – “Авиационная”, она же “Крылья Советов”.  Место ей было определено между улицей Земеца и трамвайным кольцом. Но в 1985 году стало очевидно, что строители не укладываются в сроки, определенные для завершения строительства первой очереди метро. Тогда было принято решение о создании на территории уже построенного электродепо станции “Юнгородок”. Ныне туннель, ведущий от станции «Кировской» к непостроенной «Авиационной» используется для отстоя подвижного состава.

Ищете бумажную версию?

Если хотите заказать бумажную версию «Энциклопедии самарских улиц» — оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами. Мы создали энциклопедию Самарских улиц. Ее цель – рассказать о людях, которые жили, живут и будут жить на этих улицах, прославить их и увековечить в истории города. В статьях энциклопедии вы найдете подробную информацию о каждой улице Самары. О названиях и истории, о выдающихся людях и знаменитых зданиях, об известных памятниках и выдающихся памятниках архитектуры. Все эти материалы вы можете прочитать и использовать в качестве справочного материала в работе, написании докладов и рефератов, в подготовке к экзаменам и олимпиадам.

    X