До 1928 года – Набережная реки Волги. Была переименована в честь писателя и журналиста Алексея Пешкова, творившего под псевдонимом Максим Горький. В Самаре он жил с февраля 1895 по май 1896 года.
В дореволюционные времена улица Максима Горького начиналась от Духовной (ныне – улица Крупской). В 1934 году ее протяженность увеличилась за счет того, что к ней присоединили части 1-й и 2-й линий поселка Щепновка. Здесь образовалась небольшая промзона, на территории которой располагался, например, швейно-трикотажный комбинат им. Крупской (Максима Горького, 48).
В 1937 году рядом был построен огромный элеватор, в обиходе называвшийся “новым”. Всё, что напоминает о его существовании сейчас, — мобильный транспортер для разгрузки зерна.
В районе Комсомольского спуска можно увидеть редкий пример стиля модерн в промышленной архитектуре – цементные склады купца Николая Мешкова (Максима Горького, 98). Использованный при их постройке бетон позволил добиться сходства между плавными линиями складских помещений и волжскими волнами.
Квартал между улицами Комсомольской и Пионерской с 1929 года стал вотчиной Самарского педагогический института. Здесь располагается его 4-й корпус (Максима Горького, 59), жилой дом преподавательского состава (№ 61-63) и административно-учебный корпус (№ 65). Все они были построены во второй половине 1930-х годов. Есть в распоряжении СГСПУ и дореволюционное здание – бывшая паровая мельница купца Василия Карпова (Максима Горького, 57). Прозвище этого корпуса – “Сундук”. В годы войны в нем располагалось общежитие рабочих эвакуированных в Куйбышев заводов.
Под Пионерским спуском находится восстановленная в 1998 году часовня Святителя Алексия Московского. Первая, деревянная, была построена в районе Комсомольского спуска в 1830-х годах. Напротив Алексеевской часовни в дореволюционные времена располагались казармы 95-го батальона и цейхгаузы. Дома, в которых они находились, город арендовал у купца Шихобалова. По легенде, в них вел подземный ход из особняка Василия Сурошникова (Пионерская, 22). В советские годы здание казармы было перестроено, нынешний его адрес — Максима Горького, 73.
Этот район был освоен горожанами еще в конце XVII века. Тогда здесь появился один из первых пригородов Самары — Вознесенская слобода. Поблизости от нее, в районе современного Пионерского спуска, находилась городская пристань. В XIX веке здесь располагался Бурлацкий базар.
В дореволюционные времена на набережной между Пионерским и Некрасовским спусками действовали главные пароходные пристани. Прилегающая к ним территория была неблагоустроенной и заметно портила прибывающим первое впечатление о Самаре. В 1885 году началось проектирование каменной подпорной стены, которая ныне является частью 3-й очереди волжской набережной.
В 1936 году на улице Максима Горького между Ленинградским и Некрасовским спусками было построено деревянное здание куйбышевского речного вокзала. У его главного входа стояли фигуры Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Этот памятник деревянного зодчества был снесен при строительстве современного здания речного вокзала (Максима Горького, 82), которое было принято в эксплуатацию 23 июля 1971 года.
Что касается жилой застройки в районе бывшего и нынешнего речных вокзалов, то здесь стоит отметить первый полноценный архитектурный ансамбль волжской набережной – Дома грузчиков (Максима Горького, 115, 117 и 119). Они были построены в 1935–1938 годах по проекту архитектора Леонида Волкова. В списке объектов культурного наследия (ОКН) они имеются так: «Ансамбль застройки улицы Максима Горького: жилой дом с культурным бытом, жилой дом плавсостава и ИТР Средневолжского речного пароходства, жилой дом грузчиков Госпароходства».
Одновременно с Домами грузчиков в том же стиле постконструктивизма строилось здание управления Средневолжского речного пароходства (Максима Горького, 105) – самый молодой ОКН федерального значения в нашем городе. Расположенные по бокам он него сталинки появились уже в 1950-х годах. Увы, в постсоветский период улица Максима Горького стала местом точечной высотной застройки, нарушающей сложившуюся архитектурную среду (дома №№ 97, 131).
Отдельно стоит сказать о волжской набережной, две очереди которой идут вдоль улицы Максима Горького. Первая очередь находится между Некрасовским и Вилоновским спусками. Он была открыта 29 июня 1957 года. Среди ее достопримечательностей – памятник “Рында теплохода “Кашгар”. На этом судне в 1916 году проходили реабилитацию солдаты, раненные на фронтах Первой мировой войны.
В 2018 году на набережной в районе Струковского сада был увековечен клен – герой песни ВИА «Синяя птица», с 1975 года работавшего под крылом Куйбышевской филармонии. Приблизительно на этом месте в 1929 году по проекту Петра Щербачева было построено здание самарского яхт-клуба, имевшее форму корабля.
Третья очередь набережной, организованная в первой половине 1970-х годов, протянулась от Некрасовского спуска до Речного вокзала. Здесь находятся фонтан “Парус”, памятник юнгам ВМФ и памятник товарищу Сухову. Место для последнего было выбрано не случайно: в не сохранившемся до наших дней доме на углу Ленинградской и Максима Горького провел детские годы автор сценария «Белого солнца пустыни» Валентин Ежов.











