Кирова проспект

Советский, Промышленный, Кировский районы ~ конец 1930-х годов

В конце 1930-х годов проспект Кирова назывался Первым Безымянским проездом. После организации 13 марта 1942 года Кировского района города Куйбышева был переименован в Кировское шоссе. 28 сентября 1967 года стал официально именоваться проспектом Кирова.

Своим появлением на карте города он обязан проекту строительства гидроузла в районе Красной Глинки. Тогда, в конце 1930-х годов, было решено соединить площадку будущей ГЭС с Безымянкой, где строилась одноименная ТЭЦ. Дорога от теплоэлектроцентрали до Московского шоссе была готова в 1938 году.

Нынешняя протяженность проспекта Кирова – 11,5 км. Его отрезок от Кировского моста, построенного в 2014 году, до улицы Береговой называется “район БТЭЦ”. Главный корпус Безымянской ТЭЦ (пр. Кирова, 53а, корпус 2) был спроектирован институтом «Теплоэлектропроект» в стиле постконструктивизма. Ее строительство началось в 1938 году. Все инженерные и квалифицированные должности заняли вольнонаемные специалисты, а в качестве рабочих использовали заключенных «Самаралага». 18 октября 1941 года Безымянская ТЭЦ была принята в эксплуатацию и стала давать электричество авиационным заводам Безымянки.

Рядом с территорией предприятия находится “городок ИТР” (пр. Кирова, 51б, 53а, 57, 59, 61 и 63), построенный на рубеже 1930-40-х годов.

В 1950 году на четной стороне проспекта Кирова начал свою работу завод “Экран” (пр. Кирова, 24а), известный самарцам как место производства телевизоров “Каскад”, телерадиол “Лира” и бытовой радиотехники. Но завод работал прежде всего на оборону  – на “Экране” разрабатывались комплексы РЭБ (радиоэлектронной борьбы).

Участок проспекта Кирова от улицы Береговой до железнодорожной линии проходит по Юнгородку. Нечетную сторону здесь занимает территория завода им. Фрунзе (ныне – ПАО “ОДК-Кузнецов”). Здесь сохранилось немало объектов, относящихся к этому предприятию. Например, здание вечернего авиационного техникума (пр. Кирова, 87) и ныне заброшенный заводской стадион “Восход” (пр. Кирова, 85) .

Еще более печальная судьба постигла построенный заводом им. Фрунзе в 1953 году Дворец культуры “Мир” (пр. Кирова, 28а). Это здание было ценно не только как яркий образец архитектуры сталинского ампира. Именно в ДК “Мир” 15 сентября 1967 года
состоялась торжественная регистрация миллионного жителя Куйбышева – Наташи Беловой. В 2018 году здание дворца культуры, находящееся к тому времени в частной собственности, было снесено. ДК “Мир” занимал часть сквера (угол пр. Кирова и Заводского шоссе), названного в честь разведчика Льва Маневича, который некоторое время работал в Самаре инструктором политотдела Самаро-Златоустовской железной дороги.

Территорию между сквером Маневича и железной дорогой занимает Кировский вещевой рынок, обосновавшийся здесь в 1992 году. Здесь же находится вход на станцию метро “Кировская”, открытую пятью годами ранее. Среди станций первого пускового участка метрополитена она была единственной, оснащенной эскалатором, который расценивался детьми из окрестных кварталов как бесплатный аттракцион. Рядом пролегает железная дорога, над путями которой  в 1942-1943 годах был перекинут путепровод.

На отрезке от моста до проспекта Карла Маркса проспект Кирова проходит по территории Безымянки – главного негласного района города. Наибольший интерес в архитектурном плане здесь представляют два дома, прозванных в народе “шанхаями”. Первый из них, с адресом проспект Кирова, 42, был построен в 1948 году для сотрудников завода им. Фрунзе. Он стал первым после войны крупным жилым домом на Безымянке, в котором было 126 квартир.

В 1957 году титул “шанхая” перешел к дому №143 по проспекту Кирова. Он также возводился при участии завода им. Фрунзе. В этом краснокирпичном гиганте было уже 315 квартир.

Квартал напротив площади Кирова застраивался в конце 1940-х годов авиационным заводом №1 им. Сталина (ныне – РКЦ “Прогресс”). До их возведения тут находилась разворотная петля трамвая №3, который соединил старый город и Безымянку в ноябре 1941 года.

На перекрестке проспекта Кирова и улицы Победы в 1966 году был открыт первый в городе подземный пешеходный переход.

Отрезок между улицами Победы и проспектом Юных Пионеров в 1940-х годах был застроен двухэтажными домами. Четная сторона проспекта Кирова на этом участке –  жилые кварталы, возведенные силами наркомата авиапромышленности. Их застройка началась после принятия в августе 1940 года решения о размещении на Безымянке трех авиационных заводов.

Из достопримечательностей этого района стоит выделить здание ФСБ по Самарской области (пр. Кирова, 58), администрацию Кировского района (пр. Кирова, 157) и Дом культуры “Победа” (пр. Кирова, 72а).

Последний изначально был кинотеатром, и до постройки Дворца культуры на площади Кирова находился на балансе РКЦ-“Прогресс”. После чего был передан в ведение завода “Экран”.

На фоне двухэтажной застройки Безымянки выделяется квартал 703, также застроенный заводом “Прогресс”. В его центре – здание Кировского райкома КПСС (пр. Кирова, 100), ныне – районный суд. До начала 1980-х годов на месте этого квартала находился частный сектор, по которому проходил Кирпичный переулок.

Таким названием он был обязан кирпично-черепичному заводу “Огонек”, который начал свою работу еще в 1930-х годах. Находилось это предприятие на месте, которое сейчас занимает Свято-Воскресенский мужской монастырь.

Еще один “Огонек” – открытый в 1960 году кинотеатр (пр. Кирова, 156). Сейчас он уже не работает, но его название увековечено остановкой общественного транспорта.

Между проспектом Карла Маркса и Московским шоссе, проспект Кирова проходит по территории номерных самарских микрорайонов. Главная достопримечательность этого отрезка – шоколадная фабрика “Россия” (проспект Кирова, 257). Первую продукцию она дала весной 1970 года. Куйбышеву повезло, на право разместить у себя это предприятие, укомплектованное новейшим итальянским оборудованием, претендовало несколько городов. В 1995 году фабрику “Россия” приобрел концерн Nestle.

Микрорайоны, по которым проходит проспект Кирова – 7-й, 8-й, 12-й и 13-й застраивались в течении 1970-80-х годов. Все они соприкасаются друг с другом на кольце с улицей Стара-Загоры, которое появилось в 1969 году. В канун 30-летия победы в Великой Отечественной войне на другом кольце (пересечение проспекта Кирова и Московского шоссе) был открыт памятник штурмовику Ил-2.

На отрезке между Московским шоссе и улицей Ново-Садовой проспект Кирова является границей между Приволжским микрорайоном (нечетная сторона) и микрорайоном Ипподром. Тут имеется свой рынок под названием “Поляна”. Застройка этого отрезка проспекта Кирова началась в 1980-х годах. Последние высотки в районе закрытого ипподрома были достроены в 2019 году.

Последний отрезок проспекта Кирова – от Ново-Садовой до улицы Солнечной –  застраивался жилыми домами в постсоветский период.

Ищете бумажную версию?

Если хотите заказать бумажную версию «Энциклопедии самарских улиц» — оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами. Мы создали энциклопедию Самарских улиц. Ее цель – рассказать о людях, которые жили, живут и будут жить на этих улицах, прославить их и увековечить в истории города. В статьях энциклопедии вы найдете подробную информацию о каждой улице Самары. О названиях и истории, о выдающихся людях и знаменитых зданиях, об известных памятниках и выдающихся памятниках архитектуры. Все эти материалы вы можете прочитать и использовать в качестве справочного материала в работе, написании докладов и рефератов, в подготовке к экзаменам и олимпиадам.

    X