Масленникова проспект

Октябрьский район ~ 1930-е годы

До 1956 года – проезд Масленникова. Был назван в честь большевика Александра Масленникова. В Самару он прибыл в июне 1917 года. На Трубочном заводе, позднее названном в его честь, никогда не работал. После захвата Самары войсками Чехословацкого легиона Масленникова арестовали и отправили на «поезде смерти» в Омск. Там он бежал из тюрьмы, вел подпольную работу, но был арестован колчаковцами и в апреле 1919 года расстрелян.

Район проспекта Масленникова начал застраиваться еще в дореволюционный период. Так, в 1900-х годах его окрестности были отданы под строительство военного городка. В нем с 1910 по август 1914 года квартировал Александрийский гусарский полк («черные гусары»). Одна из дореволюционных казарм ныне имеет адрес проспект Масленникова, 4б.

С военным городком соседствует территория центрального автомобильного ремонтного завода № 9 (далее – ЦАРМ № 9). Напротив него находится стадион “Волга” (до войны – “Зенит”, позднее, до 1962 года – “Трактор”). Эта спортивная арена была организована в 1929 году, что делает ее второй по старшинству после “Локомотива”.

Жилая застройка довоенного периода была сосредоточена в районе пересечения с улицей Скляренко (пр. Масленникова, 7 и 8). Формирование же полноценного архитектурного ансамбля началось лишь в 1950-х годах. Тогда на проспекте Масленникова появились два десятка сталинок, построенных усилиями ЗИМа и ГПЗ 4 на месте бывших купеческих садов и индивидуальных огородов заводчан. Среди возведенных в то время домов особое внимание привлекает дом № 10, чье декоративное убранство фасада особенно богато. Для жителей Куйбышева наиболее ценным был дом № 21 – в нем в 1956 году открылся крупный продмаг.

В ноябре 1954 года по проспекту Масленникова от улицы Мичурина к фабрике-кухне был пущен троллейбус № 2. Спустя два года этот вид транспорта стал курсировать по всему проспекту Масленникова.

Помимо жилых домов на проспекте Масленникова нашлось место для учебных заведений. В первой половине 1950-х годов на перекрестке с улицей Подшипниковой была построена школа № 110 (пр. Масленникова, 26). Сейчас ее здание – второй корпус областного училища культуры и искусств. В 1963 году был открыт корпус машиностроительного техникума (пр. Масленникова, 37). Школа № 144, стоящая ровно напротив, приняла первых учеников тремя годами ранее.

Архитектурный ансамбль проспекта Масленникова полностью сформировался к середине 1960-х годов, после чего строительная активность в этом районе заметно снизилась. Исключением стал лишь административный корпус ЦАРМ № 9 (пр. Масленникова, 4), построенный в середине 1970-х годов, и пятиэтажный дом № 25а, возведенный в 1984-м.

Ищете бумажную версию?

Если хотите заказать бумажную версию «Энциклопедии самарских улиц» — оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами. Мы создали энциклопедию Самарских улиц. Ее цель – рассказать о людях, которые жили, живут и будут жить на этих улицах, прославить их и увековечить в истории города. В статьях энциклопедии вы найдете подробную информацию о каждой улице Самары. О названиях и истории, о выдающихся людях и знаменитых зданиях, об известных памятниках и выдающихся памятниках архитектуры. Все эти материалы вы можете прочитать и использовать в качестве справочного материала в работе, написании докладов и рефератов, в подготовке к экзаменам и олимпиадам.

    X