Алма-Атинская улица

Кировский район ~ середина 1940-х годов

В декабре 1950 года было принято решение о строительстве в Куйбышеве крупнейшего в Европе завода по производству алюминиевого проката. Это предприятие могло “прописаться” на улице Сталинабадской (с 1961 года – проспект Металлургов), но вышло так, что адрес Куйбышевский металлургический завод (ныне АО “Арконик СМЗ”) получил по ул. Алма-Атинской, 29.

В ноябре 1953 года по улице Алма-Атинской была проложена трамвайная ветка. 4 ноября 1955 года на Куйбышевском металлургическом заводе был отлит первый слиток алюминия. 5 июля 1960 года предприятие было официально принято в эксплуатацию государственной комиссией. Тогда же Куйбышевский металлургический завод получил имя Ленина, а на предзаводской площади был установлен памятник вождю мирового пролетариата работы скульптора Николая Томского.

Справа от постамента Ильича находится открытая в 1959 году фабрика-кухня КМЗ (Алма-Атинская, 29, корпус 40). По левую руку от памятника Ленину в 1962 году был построен учебный комбинат КМЗ (Алма-Атинская, 29, корпус 41). С 1963 по 1982 год  здесь также располагался факультет и кафедра обработки металлов давлением Куйбышевского авиационного института. Ныне в этом здании квартирует самарская таможня.

В 1971 году была построена кузница молодых металлургов – ПТУ №21 (Алма-Атинская, 1). В 1980-х годах рядом с училищем для его студентов было возведено 9-этажное общежитие.

Жилое строительство сосредоточилось на четной стороне улицы Алма-Атинской. На отрезке от улицы Свободы до Енисейской его вел КМЗ им. Ленина, а между ул. Свободы и Дальневосточной – Куйбышевский авиационный завод.

Несколько достопримечательностей улицы Алма-Атинской расположены на ее нежилом отрезке, в районе Безымянского кладбища. Это открытые весной 1993 года «Бани Металлургов» (Алма-Атинская, 40), начавший свою работу в 1975 году сервисный центр по обслуживанию автомобилей ВАЗ (Алма-Атинская, 72) и “городок ГИБДД” в районе кольца трамваев №8 и 9.

Между Черемшанской и ул. Стара-Загоры улица Алма-Атинская проходит по территории 15 и 15а микрорайонов. Большая часть здешних панельных домов была возведена в первой половине 1970-х годов.

Отрезок Алма-Атинской от улицы Стара-Загора до Московского шоссе еще в 1940-х годах начал застраиваться дачными массивами. В позднесоветский период планировалось возвести на их месте микрорайон с названием “Ракитовка”, но он так и был построен. В XXI веке дачные массивы постепенно уступают место коттеджам, ресторанам и гостиницам, которые стали своего рода “визитной карточкой” этого отрезка Алма-Атинской.

Ищете бумажную версию?

Если хотите заказать бумажную версию «Энциклопедии самарских улиц» — оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами. Мы создали энциклопедию Самарских улиц. Ее цель – рассказать о людях, которые жили, живут и будут жить на этих улицах, прославить их и увековечить в истории города. В статьях энциклопедии вы найдете подробную информацию о каждой улице Самары. О названиях и истории, о выдающихся людях и знаменитых зданиях, об известных памятниках и выдающихся памятниках архитектуры. Все эти материалы вы можете прочитать и использовать в качестве справочного материала в работе, написании докладов и рефератов, в подготовке к экзаменам и олимпиадам.

    X