Московское шоссе

Ленинский, Октябрьский, Промышленный, Кировский, Красноглинский районы ~ вторая половина XIX века.

Полноценным шоссе дорога к селу Семейкино стала в 1903 году. Протяженность его составляла 23 версты (24,5 километра). До 1967 года шоссе так и называлось – Семейкинским.

Начальный отрезок Московского шоссе (между улицами Мичурина и Луначарского) можно назвать районом ГПЗ 4. История этого, ныне уже несуществующего, предприятия, началась в октябре 1941 года, когда в наш город была эвакуирована значительная часть оборудования московского Государственного подшипникового завода № 1.

Его разместили на территории учреждений военно-артиллерийского ведомства или, как его называли с 1919 года, Линдовского городка. Свое имя он получил в честь убитого мятежными красноармейцами большевика Гавриила Линдова. Одно из строений Линдовского городка имеет статус объекта культурного наследия регионального значения – “Трехэтажный корпус солдатских казарм в составе комплекса Артиллерийских казарм  инженерного управления Казанского военного округа” (Московское шоссе, литера Д, корпус № 8А).

Еще в довоенный период в этом районе появились две достопримечательности. В 1937 году была построена школа № 23, ныне превращенная в офисный центр (Московское шоссе, 3), а спустя два года свою первую продукцию выдал хлебозавод № 9, на месте которого сейчас ведется строительство ЖК “Королев”.

На рубеже 1940–1950-х годов ГПЗ 4 построил для своих рабочих квартал, дома в котором  получили буквенные адреса – Московское шоссе, литера А, литера Б и так далее. Стоит упомянуть и о подземном переходе у бывшей проходной ГПЗ 4. Он был сооружен в 1970 году и стал вторым в городе.

На отрезке между улицами Луначарского и Лукачева Московское шоссе проходит вдоль парка Мира. Он появился здесь в 1960 году усилиями работников ГПЗ 4. Жилая застройка вдоль парка Мира началась в конце 1950-х годов. Среди достопримечательностей этого района стоит отметить бывшее здание Штаба ВВС ПриВО (Московское шоссе, 24) и дом № 28, первый этаж которого раньше занимал магазин “Детский мир”.

Между улицами Лукачева и Врубеля находится студенческий городок Самарского национального исследовательского университета им. академика Королева. Студенты начали обживаться здесь в 1967 году, когда был построен корпус № 3 Куйбышевского авиационного института (Московское шоссе, 34а). Именно в этом здании располагается музей авиации и космонавтики им. Королева.

В конце 1980-х годов ближе к улице Маломосковской был построен еще один университетский корпус, ныне имеющий адрес Московское шоссе, 34. Его фасад украшают мозаичные панно “Космос” и “Аэро” художника Вячеслава Герасимова. В 1997 году рядом с этим корпусом был установлен монумент «Энергия-Буран», а в 2011-м — бюст Сергея Королева.

Находится в ведении Самарского университета им. Королева и Ботанический сад (Московское шоссе, 36г). Его организовали на территории сада купца Аннаева в 1932 году.  Напротив Ботанического сада находятся два интересных объекта. В 1966–1975 годах на углу с 4-м проездом строился многоуровневый гараж, прозванный в куйбышевской прессе Домом такси. В постсоветское время он был приспособлен под торговый центр.

Адрес Московское шоссе, 15 имеет офис одного из операторов сотовой связи. В 2010 году рядом с ним установили пять скульптурных композиций с персонажами стихотворение Корнея Чуковского «Телефон».

Отрезок Московского шоссе между улицами Авроры и Советской Армии в 1970-х годах мыслился куйбышевскими градостроителями новым административным центром города. Уже тогда здесь планировалось строить дома высотой в 30 этажей, что и было сделано, но уже в XXI веке, правда, без соответствующей инфраструктуры в виде детских садов, школ и больниц.

Сам проект нового административного центра Куйбышева реализован не был. Однако пользу городу он принес. В ожидании будущей стройки Московское шоссе было реконструировано. Ширина его дорожного полотна во второй половине 1970-х годов увеличилась с 12 до 24 метров.

В тот же период было начато проектирование студенческого городка Куйбышевского электротехнического института связи (ныне – ПГУТИ). Однако его корпус на Московском шоссе, 77 был сдан в эксплуатацию лишь в 1988 году. По диагонали от него находится здание Куйбышевского политехникума связи (Московское шоссе, 120), построенное в 1968 году.

В июле 1976 года был открыт детский парк имени Юрия Гагарина. И пусть официальный адрес он имеет по улице Советской Армии, но многие его объекты расположены ближе к Московскому шоссе. Например, так называемые “сырные ворота” и стела с названием парка, одна из деталей которой представляет собой стилизованные сопла ракетного двигателя. В 2011 году неподалеку от стелы был установлен бюст Юрия Гагарина.

В советское время главными достопримечательностями парка были кинотеатр «Антошка», работавший в списанном самолете Ан-10, и кафетерий «Мороженое», расположенный внутри скоростного речного судна «Ракета-6», которое до того, как переместиться в парк Гагарина, успело перевезти миллион пассажиров. Сейчас главный аттракцион – открытое в 2018 году колесо обозрения.

Парк Гагарина можно считать потомком дореволюционных Средних садов, которые простирались по нечетной стороне Московского шоссе от ПГУТИ до района Воронежских озер.

Архитектурной доминантой перекрестка Московского шоссе и улицы 22 Партсъезда служат три дома 1992 года постройки. На одном из них (Московское шоссе, 124) в 2018 году был создан мурал, посвященный памяти летчика, участника Великой Отечественной войны Александра Мамкина.

На противоположной стороне перекрестка находится ТЦ “Парк Хаус”, вторая очередь которого была построена на месте стадиона “Искра”, принадлежавшего Карбюраторному заводу (ныне – завод им. Тарасова).

Еще в конце 1930-х годов рядом появился жилой поселок работников этого предприятия. Улицы в нем были названы в честь городов – Суздальская, Актюбинская, Орловская, но имелась и названная в честь района Куйбышева – Безымянская. Во второй половине 1970-х годов на месте поселка Карбюраторного завода был построен 11-й микрорайон.

В 1974 году между ним и территорией завода им. Тарасова был сооружен подземный переход. Спустя 20 лет рядом с ним появилась новая проходная этого предприятия (Московское шоссе, 230а / к1). В 1988 году по соседству с территорией завода им. Тарасова был построен булочно-кондитерский комбинат (Московское шоссе, 234).

Отрезок Московского шоссе между Ново-Вокзальной и проспектом Кирова застраивался в 1970–1980-х годах. Пожалуй, главная его достопримечательность – арка, имитирующая дугу, части конской упряжи. Это единственное, что напоминает о существовании самарского ипподрома, который был организован здесь еще в 1936 году.

В 1975 году на перекрестке Московского шоссе и проспекта Кирова установили памятник штурмовику Ил-2. “Летающий танк”, как его называли авиаторы, смотрит в сторону улицы Ташкентской. Между ними находятся Приволжский микрорайон (четная сторона Московского шоссе) и микрорайоны массива “Сад-Совхоз”, 13-й и 14-й.

Достопримечательности этого отрезка Московского шоссе датируются серединой  1980-х годов. Это стилизованный под средневековую крепость детский сад “Русичи” (Московское шоссе, 288) и, увы, уже бывший магазин игрушек “Буратино” (Московское шоссе, 306а).

За улицей Ташкентской к адресам зданий по Московскому шоссе добавляются названия километров. 16-й километр находится в районе поселка Радиоцентр, а 17-й – близ пересечения с улицей Алма-Атинской. Между ними расположен парк 60-летия Советской власти. Этот зеленый массив в дореволюционные времена был известен как Лучинин колок. Купец и краевед Константин Головкин писал о нем в начале 1920-х годов: «Лес довольно старый, деревья его лет 40-50-ти. Шоссе, проходя через него, сразу спускается в низину. Название получил, как говорят, от того, что в нем находился пчельник некоего Лучинина».

В советское время в центральной части лесопарка находились подземные склады завода имени Масленникова.

По противоположной стороне Московского шоссе в 2018 году была проложена трамвайная ветка к стадиону “Самара Арена”. Ее длина всего 1,5 километра, но учитывая то, что новых линий в Самаре не строили с 1986 года, ее вполне можно считать достопримечательностью.

18-й километр Московского шоссе считается отдельным негласным районом города. Его история началась в 1950 году, когда стартовало строительство филиала ГПЗ 4 – завода приборных подшипников. Для рабочих завода были сооружены несколько двухэтажных домов рядом с нынешней автобусной остановкой “18 километр”. В первой половине 1960-х годов в поселке появились хрущевки. Имелся здесь и свой дом культуры, ныне переформатированный в автосалон (Московское шоссе, 18-й километр, 10а).

На противоположной стороне шоссе в советское время находился питомник декоративного садоводства. В 1996 году на его территории был построен один из первых торговых центров Самары – “Московский”. Он стремительно расширялся, обрастая новыми корпусами, а в последние годы рядом с ним ведется еще и активное жилое строительство.

Километры Московского шоссе с 19-го по 23-й находятся на территории поселка Мехзавод. Главная их достопримечательность – завод “Салют” (Московское шоссе, 20 километр, 20). Свою трудовую биографию он ведет с 1938 года, когда для обеспечения потребностей проектируемого в районе Красной Глинки Куйбышевского гидроузла был создан Механический завод. Однако в 1940 году от идеи строительства ГЭС в створе Жигулевских и Сокольих гор отказались. В годы Великой Отечественной войны Механический завод перешел на производство бронекорпусов для штурмовиков ИЛ-2.

В районе 23 километра расположен овраг Башкирский, он же Орлов, через который Московское шоссе проходит по небольшому мосту. В этом районе трасса старого Семейкинского шоссе серьезно отличалась от нынешнего Московского. До 1966 года оно шло восточнее: мимо нынешнего микрорайона “Шведская слобода”, затем вдоль железнодорожной линии (при этом трижды пересекая ее), после чего проходило по территории поселка Новосемейкино в направлении села Красный Яр.

«Спрямление» Московского шоссе началось летом 1964 года, в рамках строительства трассы от Куйбышева до Уфы. Окончание работ по строительству магистрали, известной нам как федеральная автомобильная дорога М-5 «Урал», произошло в январе 1966 года.

Ищете бумажную версию?

Если хотите заказать бумажную версию «Энциклопедии самарских улиц» — оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами. Мы создали энциклопедию Самарских улиц. Ее цель – рассказать о людях, которые жили, живут и будут жить на этих улицах, прославить их и увековечить в истории города. В статьях энциклопедии вы найдете подробную информацию о каждой улице Самары. О названиях и истории, о выдающихся людях и знаменитых зданиях, об известных памятниках и выдающихся памятниках архитектуры. Все эти материалы вы можете прочитать и использовать в качестве справочного материала в работе, написании докладов и рефератов, в подготовке к экзаменам и олимпиадам.

    X