Нынешняя Некрасовская появилась на первом регулярном плане Самары 1782 года. Пересекая улицу Самарскую (в то время – границу города), она переходила в почтовую дорогу, ведущую на Оренбург.
В XIX веке улица Некрасовская сменила несколько названий:
1820-е годы — Пробойная,
1830-е — Хлебная,
1840-е — Перфильевская,
1850-е — Лебяжинская,
1860-е — Панская.
В те же 1860-е годы улица была переименована в Предтеченскую. Это название было связано с деревянной церковью Иоанна Предтечи, которая в первой половине XIX века находилась на месте нынешнего Покровского собора. Летом 1923 года Предтеченская получила имя великого русского поэта Николая Некрасова, никогда не бывавшего в нашем городе.
Сейчас более 25 зданий на улице Некрасовской имеют статус объекта культурного наследия. Ее архитектурная палитра весьма разнообразна.
- – Модерн: дом купца Григория Долгашева (Некрасовская, 56), доходный дом провизора Степана Карцева (Некрасовская, 57), торговый дом купца Михаила Егорова-Андреева (Некрасовская, 61) и доходный дом Соломона Гринберга (Некрасовская, 53).
– Неорусский стиль: доходный дом строительного подрядчика Арсения Юрина (Некрасовская, 46).
– Конструктивизм: клуб швейников “Рассвет” (Некрасовская, 27), ныне – театр “Камерная сцена”. До его появления на углу нынешних Фрунзе и Некрасовской стояла построенная в 1865 году Казанско-Богородицкая единоверческая церковь. В середине 1930-х годов ее здание была кардинально перестроено по проекту архитектора Петра Щербачева и превратилось в клуб швейной фабрики “Красная звезда”.
– Сталинский ампир: дом “Востокнефтестроя” (Некрасовская, 69).
В постсоветский период были возведены две знаковые постройки. В 1994 году открылась гостиница “Три вяза” (Некрасовская, 28), а в 2005-м начала работу галерея современного искусства “Виктория” (Некрасовская, 2). Напротив цитадели самарского совриска находится торговая баня купца Матвея Чаковского (Некрасовская, 1), открытая в 1886 году.
В разные годы на улице Некрасовской оставили свой след немало выдающихся самарцев. Так, в здании удельного ведомства (Некрасовская, 20) работал Николай Симаков — художник, исследователь народного искусства и автор эскиза Самарского знамени, врученного болгарским ополченцам во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Дом № 62 в начале XX века принадлежал семейству Ратнеров, отпрыск которого – Григорий Васильевич – позднее переехал в США и стал известен в Голливуде как режиссер Грегори Ратофф. В доме № 85, что на углу с Садовой, жил судебный следователь Яков Тейтель, в гостях у которого бывали писатели Максим Горький и Николай Гарин-Михайловский, а также молодой помощник адвоката Владимир Ульянов. В находившемся рядом, но не сохранившемся до наших дней доме по Некрасовской, 83 некоторое время жил революционер Валериан Куйбышев.
В дореволюционный период на углу Некрасовской и Чапаевской находился пустырь, который власти города сдавали в аренду заезжим циркам и зверинцам. Эта площадка в разные годы рассматривалась в качестве места для постройки Пушкинского народного дома (ныне – ДК железнодорожников на ул. Льва Толстого) и церкви старообрядцев Белокриницкого согласия (построена на ул. Льва Толстого, 14а). В итоге в 1928 году здесь был построен один из первых в советской Самаре многоквартирных домов (Некрасовская, 48).
Еще один, более скромный по размерам, пустырь находился на углу Некрасовской и улицы Куйбышева. В конце 1930-х годов здесь был построен деревянный ресторан «Арктика». В годы войны в нем открыли столовую для артистов эвакуированного в Куйбышев Большого театра. В конце 1950-х годов здание ресторана сгорело и на его месте разбили сквер, получивший название “Три Вяза”.
Здесь был устроен фонтан, дно которого выложено мозаикой из смальты. Большое мозаичное панно “Гражданская авиация” в конце 1960-х годов украсило выходящий в сторону сквера торец дома по Куйбышева, 121.
В 2013 году рядом со сквером “Три вяза” был установлен памятник бравому солдату Швейку, литературный отец которого Ярослав Гашек в 1918 году жил в Самаре в гостинице “Сан-Ремо” (Куйбышева, 98).