Проходит вдоль железнодорожной линии. На отрезке между улицами Ракитной и Можайской жилая застройка Южного проезда представлена в основном частным сектором с небольшими вкраплениями двухэтажных домов. Последние возводились в 1950-х годах силами куйбышевских железнодорожников, завода “Рейд”, стройтреста № 1 и кирпичного комбината.
Четная сторона Южного проезда начала застраиваться частными домами в середине 1940-х, а нечетная – в конце. Здесь, в «полосе отчуждения», работникам железной дороги выделялись земельные участки под дачи и сады.
Самый густонаселенный отрезок Южного проезда находится в поселке Киркомбинат, который интересен своей эклектичной застройкой. Старейшими его зданиями, имеющими адреса по Южному проезду, являются двухэтажные дома №№ 180а и 180б, возведенные в 1957 году.
В 1961-м было построено здание поликлинического отделения № 2 горбольницы № 6 (Южный проезд, 184б). В 1973 году силами комбината стройматериалов (позднесоветское название киркомбината) был построен дом № 186. Первоначально его планировали сделать 70-квартирным, но затем первый этаж отдали под размещение гастронома, классической «стекляшки».
В 1981–1982 годах куйбышевские железнодорожники осилили строительство дома № 224, который растянулся на целый квартал – от Измайловского переулка до улицы Советской Армии. Чуть позднее были возведены дома №№ 182 и 182а. В 1985 году к ним добавился дом № 180, в пристрое к которому разместились опорный пункт охраны правопорядка № 12 и подростковый клуб «Строитель».
На излете 1980-х годов железнодорожники отметились еще и девятиэтажным домом с адресом Южный проезд, 226. Комбинат стройматериалов ответил на это в 1989 году десятиэтажной панелькой (Южный проезд, 184).
Нашлось здесь место и нескольким промышленным предприятиям. Так, адрес Южный проезд, 102 в советское время имело Городское ремонтно-строительное управление № 1 Треста «Куйбышевоблремстройбыт».
По Южному проезду, 88 прописан завод “Самарский трансформатор”, переехавший сюда в 1962 году из корпусов Рабочего городка (территория Иверского монастыря).
Адрес Южный проезд, 104 имеет группа компаний СКАДО. История этого предприятия началась в 1939 году, когда при хлебозаводе № 2, что на улице Спортивной, была организована мастерская металлоконструкций. В середине 1960-х годов предприятие перевели в подчинение треста «Союзлифтмонтаж» и оно перешло на производство металлоконструкций для грузовых и пассажирских подвесных канатных дорог, чем, собственно, и занимается по сей день.
В 1982–1986 годах строился корпус № 168 завода “Металлист”, получивший адрес по Южному проезду, 304. В нем разместились механический и гальванический цеха этого предприятия.
В 1970-х годах Южный проезд хотели сделать крупной автомагистралью. Она есть и в генплане Куйбышева 1986 года, разработанном институтом «Гипрогор». Согласно ему, Южный проезд должен был начинаться в районе остановки «23-й километр» на Московском шоссе, огибать территорию завода «Салют», выходить к полотну железной дороги и проходить вдоль него вплоть до старого автомобильного моста на улице Водников. Предназначалась эта магистраль для передвижения грузового транспорта. Всем этим планам так и не суждено было сбыться.
Стоит отметить, что с 1966 по 1979 год по Южному проезду пролегала трасса автобуса № 13. Он курсировал по проезду на отрезке от Бельского переулка до улицы Авроры.
Также не забудем сказать о странной нумерации домов по Южному проезду. Например, здесь в ста метрах друг от друга находятся дома № 271 и № 471. По нумерации зданий Южный проезд превосходит даже проспект Карла Маркса, имея в своей коллекции дом № 530, в то время как проспект может похвастаться лишь зданием с номером 526.