Чернореченская улица

Железнодорожный, Ленинский районы ~ рубеж XIX–XX веков

В дореволюционные времена улица Чернореченская проходила по территории Мещанского поселка. К 1910 году она уже имела свою нынешнюю протяженность – от улицы Спортивной до Киевской.

В 1914 году на Чернореченской появилась первая и единственная дореволюционная достопримечательность — здание 4-й пожарной части (ныне — пожарная часть № 1 Ленинского района). За ним располагалось здание 2-й полицейской части (Пролетарская, 74). Весь этот комплекс был спроектирован архитектором Зельманом Клейнерманом в так называемом кирпичном стиле. Поучаствовали в его создании и другие видные самарские зодчие: Дмитрий Вернер наблюдал за ходом строительных работ, а подряд на них получил Георгий Мошков. При закладке фундамента пожарной части возникли проблемы с откачкой грунтовых вод, что отсылает нас к названию улицы Чернореченской. Хотя, по правде сказать, в те времена пожарка имела  адрес по улице Пушкина, которая в 1970-х годах исчезла с карты города.

В конце 1920-х годов на месте бывшего сада купца Субботина по проекту архитектора Петра Щербачева был построен сборный пункт Красной Армии (Чернореченская, 8).

Он включал себя пять корпусов в стиле конструктивизм: призывной пункт, два общежития, медицинская часть и кухня-столовая. До наших дней дошли три из них. Самый крупный — корпус № 4 — занимает место в центре квартала и ныне заброшен. Куда более скромен по размерам корпус общежития, также возведенный на рубеже 1920–1930-х годов. Он и по сей день остается жилым домом (Чернореченская, 8, корпус 2).

Здание, в котором располагались амбулатория и карантин (корпус № 5), ныне заброшено. Оно выходит на перекресток улиц Чернореченской и Григория Аксакова. В позднесоветское время здесь находился Военторг № 1108.

Пожалуй, самым известным жильцом этого квартала был начальник отдела боевой подготовки штаба Приволжского военного округа Александр Василевский, будущий маршал Советского Союза. В нашем городе он прожил почти два года, с 20 декабря 1934 года по 11 ноября 1936-го.

В 1935 году на месте сада купца Дунаева был открыт молочный завод (Чернореченская, 6).

Немалое значение улице Чернореченской уделялось в генеральном плане развития города «Большой Куйбышев», который был принят в 1937 году. Параллельно главной транспортной магистрали города — нынешнему проспекту Карла Маркса, ближе к Волге, должна была пройти еще одна трасса, которая имела бы главным образом архитектурное значение. Ее ширина должна была составлять 40 метров. Бульвар в начале улицы Чернореченской — все, что осталось от идеи создания этой архитектурной магистрали.

В 1954 году на Никитинской площади было построено здание Геофизического треста. Оно получило адрес по улице Спортивной, а вот трехэтажная сталинка для его сотрудников прописалась по Чернореченской, 2.

Большой вклад в архитектурное оформление этого перекрестка внесли куйбышевские железнодорожники, в 1955 году построившие дом с адресом Чернореченская, 2/1.

Весной 1963 года на улице Чернореченской, 15 открылся кинотеатр “Россия”. Участие в его строительстве принимали комсомольцы завода клапанов. Спустя пять лет силами этого предприятия был построен дом № 13, находящийся за кинотеатром.

В этом же районе в 1960–1980-х годах постройкой домов отметились несколько предприятий Самары: ТТУ, Средневолжский станкозавод, техникум транспортного строительства, завод «Красный Октябрь» министерства путей сообщения, Куйбышевский элеватор.

Адрес Чернореченская, 21 в советское время был закреплен за институтом «Промзернопроект». Именно этот институт проектировал вертикальный экспериментальный элеватор на Хлебной площади, выполненный в редком стиле брутализма.

Нынешний архитектурный облик отрезок улицы Чернореченской от Спортивной до Владимирской получил в конце 1980-х годов, когда силами станкозавода были построены дома №№ 16 и 16а.

Между Владимирской и Киевской улица Чернореченская служит границей 4-го и 5-го Мичуринских микрорайонов. Снос частных домов бывшего Мещанского поселка здесь стартовал в середине 1970-х. Помимо многочисленных жилых панелек, тут строились образовательные учреждения. Так, в 1980 году открылся детский сад № 267 (Чернореченская, 45), а спустя пять лет рядом с ним Средневолжским станкозаводом был построен детский сад № 300 (Чернореченская, 43).

В 1984 году на улицу Чернореченскую, 67 переехала школа № 25, которая ведет свою историю от дореволюционной гимназии сестер Харитоновых.

Десять лет на перекрестке с улицей Дачной велось строительство универсама “Мичуринский” (Чернореченская, 38). Открылся продовольственный торговый центр уже после развала СССР, в апреле 1992 года. «Выбор действительно богатый, но цены кусаются», — поделилась своими впечатлениями одна из первых покупательниц с корреспондентом “Волжской Зари”.

Общественный транспорт на улице Чернореченской представлен трамвайной линией, перенесенной сюда в 1980 году с улицы Пролетарской.

Ищете бумажную версию?

Если хотите заказать бумажную версию «Энциклопедии самарских улиц» — оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами. Мы создали энциклопедию Самарских улиц. Ее цель – рассказать о людях, которые жили, живут и будут жить на этих улицах, прославить их и увековечить в истории города. В статьях энциклопедии вы найдете подробную информацию о каждой улице Самары. О названиях и истории, о выдающихся людях и знаменитых зданиях, об известных памятниках и выдающихся памятниках архитектуры. Все эти материалы вы можете прочитать и использовать в качестве справочного материала в работе, написании докладов и рефератов, в подготовке к экзаменам и олимпиадам.

    X