Первоначально называлась Вокзальной (вариант — Привокзальная). Впервые вопрос о ее переименовании был поднят в 1904 году. 1 июля прибывший в Самару император Николай II провел на площади смотр войск, отправляющихся на Дальний Восток. Спустя пять дней на заседании гордумы исполняющий должность городского головы Николай Арычкин и гласный Афанасий Шешлов предложили переименовать площадь в Николаевскую. Однако дело отложили в долгий ящик.
Когда в 1910 году умер Лев Толстой, городская дума приняла решение переименовать Вокзальную в площадь графа Л.Н. Толстого и установить на ней бюст писателя. Впрочем, самарский губернатор Николай Протасьев это постановление думы отменил.
А 6 февраля 1912 года император Николай II дал разрешение на переименование Вокзальной площади в Николаевскую. Но новое название так и не прижилось. 28 октября 1948 года Вокзальную площадь переименовали в Комсомольскую – в честь 30-летия молодежной организации.
Старейшее здание, имеющее адрес на Комсомольской площади, было построено в 1879 году для технического училища (ныне – железнодорожный колледж им. Буянова).
В 1927 году на тогда еще Привокзальной площади была закончена постройка грандиозного для тех лет здания управления Самара-Златоустовской железной дороги (Комсомольская площадь, 2/3). Оно стало первой большой работой молодого архитектора Петра Щербачева. Стоит отметить, что находившийся тогда на пике популярности стиль конструктивизм он проигнорировал. В итоге получилась прекрасная в своей эклектичности постройка, в которой причудливо переплелись соцреалистические барельефы, советская символика, плавные модерновые линии и “азиатский мотив” – сферические купола по бокам здания
Адрес по Комсомольской площади имеет и Самарский железнодорожный вокзал. Первое его здание было построено еще в 1876 году по проекту архитектора Николая де Рошфора в стиле итальянского ренессанса.
Здание неоднократно подвергалось реконструкции, обрастало пристроями, а в 1995 году было признано аварийным, выведено из списка ОКН и вскоре снесено. С 1996 по 2001 год по проекту архитектора Юрия Храмова (институт “Самарагорпроект”) строился современный комплекс железнодорожного вокзала.
До сих пор среди самарцев и гостей города не утихают споры о том, «красивое» это здание или нет. Но, по крайней мере, равнодушным оно не оставляет никого. Сразу после постройки ЖД вокзал стал одной из визитных карточек города.