Комсомольская площадь

Железнодорожный район ~ вторая половина 1870-х годов

Первоначально называлась Вокзальной (вариант — Привокзальная). Впервые вопрос о ее переименовании был поднят в 1904 году.  1 июля прибывший в Самару император Николай II провел на площади смотр войск, отправляющихся на Дальний Восток. Спустя пять дней на заседании гордумы исполняющий должность городского головы Николай Арычкин и гласный Афанасий Шешлов предложили переименовать площадь в Николаевскую. Однако дело отложили в долгий ящик. 

Когда в 1910 году умер Лев Толстой, городская дума приняла решение переименовать Вокзальную в площадь графа Л.Н. Толстого и установить на ней бюст писателя. Впрочем, самарский губернатор Николай Протасьев это постановление думы отменил.

А 6 февраля 1912 года император Николай II дал разрешение на переименование Вокзальной площади в Николаевскую. Но новое название так и не прижилось. 28 октября 1948 года Вокзальную площадь переименовали в Комсомольскую – в честь 30-летия молодежной организации.

Старейшее здание, имеющее адрес на Комсомольской площади, было построено в 1879 году для технического училища (ныне – железнодорожный колледж им. Буянова).

В 1927 году на тогда еще Привокзальной площади была закончена постройка грандиозного для тех лет здания управления Самара-Златоустовской железной дороги (Комсомольская площадь, 2/3). Оно стало первой большой работой молодого архитектора Петра Щербачева. Стоит отметить, что находившийся тогда на пике популярности стиль конструктивизм он проигнорировал. В итоге получилась прекрасная в своей эклектичности постройка, в которой причудливо переплелись соцреалистические барельефы, советская символика, плавные модерновые линии и “азиатский мотив” – сферические купола по бокам здания

Адрес по Комсомольской площади имеет и Самарский железнодорожный вокзал. Первое его здание было построено еще в 1876 году по проекту архитектора Николая де Рошфора в стиле итальянского ренессанса.

Здание неоднократно подвергалось реконструкции, обрастало пристроями, а в 1995 году было признано аварийным, выведено из списка ОКН и вскоре снесено. С 1996 по 2001 год по проекту архитектора Юрия Храмова (институт “Самарагорпроект”) строился современный комплекс железнодорожного вокзала.

До сих пор среди самарцев и гостей города не утихают споры о том, «красивое» это здание или нет. Но, по крайней мере, равнодушным оно не оставляет никого. Сразу после постройки ЖД вокзал стал одной из визитных карточек города.

Ищете бумажную версию?

Если хотите заказать бумажную версию «Энциклопедии самарских улиц» — оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами. Мы создали энциклопедию Самарских улиц. Ее цель – рассказать о людях, которые жили, живут и будут жить на этих улицах, прославить их и увековечить в истории города. В статьях энциклопедии вы найдете подробную информацию о каждой улице Самары. О названиях и истории, о выдающихся людях и знаменитых зданиях, об известных памятниках и выдающихся памятниках архитектуры. Все эти материалы вы можете прочитать и использовать в качестве справочного материала в работе, написании докладов и рефератов, в подготовке к экзаменам и олимпиадам.

    X