До 1949 года – 5-я улица Безымянки. Одним из возможных вариантов ее переименования была улица Котовского. Однако власти города остановили свой выбор на Красноярской.
19 мая 1972 года, в день пятидесятилетия основания пионерской организации, улицу Красноярскую переименовали в проспект Юных Пионеров.
Старейший участок застройки на ней – частный сектор между Воронежской и Краснодонской. Он появился на рубеже 1930–1940-х годов. Первый квартал многоквартирных жилых домов на проспекте Юных Пионеров строился в 1940–1941 годах для рабочих будущих авиационных заводов Безымянки. В общегородском реестре квартал имел номер 707, в него входят дома №№ 125, 127 и 127а.
В начале 1950-х появился квартал финских домиков между улицей Советской и Ташкентским переулком. Дома по четной стороне были закреплены за заводом «Экран», а по нечетной — за моторостроительным заводом им. Фрунзе. Последние сохранились до наших дней.
К 1954 году была застроена двухэтажными домами нечетная сторона проспекта между улицами Каховской и Советской. Здесь уже имелось несколько локальных достопримечательностей. Так, в доме № 141 в советское время размещалось ГПТУ-13, которое готовило машинистов башенных кранов и экскаваторов, слесарей-ремонтников и маляров.
Все эти двухэтажные дома находились на балансе предприятий Безымянки, что впоследствии нашло отражение в распределении между ними участков на Аллее Трудовой славы.
В конце 1950-х годов началось освоение отрезка проспекта Юных Пионеров за улицей Ново-Вокзальной. Здесь Куйбышевский авиационный завод методом «народной стройки» возвел десятки двухэтажных кирпичных домов. В центре квартала был построен детский сад № 166 «Улыбка» (пр. Юных Пионеров, 77).
Организация бульвара в центре будущего проспекта Юных Пионеров произошла в 1961 году. Тогда же началось освоение его участка между улицами Александра Матросова и Средне-Садовой. Здесь было построено несколько общежитий: ГПЗ-9 (пр. Юных Пионеров, 34 и 34а), Куйбышевского завода кабелей связи (пр. Юных Пионеров, 57), завода “Гидроавтоматика” (пр. Юных Пионеров, 65).
В 1962 году начала работу школа № 168 (пр. Юных Пионеров, 154а). Квартал, в котором она находилась, в годы войны был застроен бараками. Их снос начался в первой половине 1970-х. Застройку здесь вел моторостроительный завод им. Фрунзе. В общегородской классификации этот квартал стал 18-м микрорайоном.
В 1980 году был сдан в эксплуатацию дом № 146 по проспекту Юных Пионеров. На его первом этаже был запроектирован универсам, получивший название “Фрунзенский”. Первых покупателей он принял весной 1985 года. В 1997 году его место занял книжный магазин «Метида», первый на тот момент в городе.
В 1984 году моторостроители возвели дом с адресом проспект Юных Пионеров, 142. На его первом этаже располагались магазин одежды, небольшой медицинский кабинет и аптека. От последней осталась винтажная вывеска.
В 1985 году бульвар на проспекте Юных Пионеров стал превращаться в Аллею Трудовой Славы. Стартовала эта трансформация 4 мая в ходе субботника, посвященного 40-летию Победы.
Над генеральным планом Аллеи Трудовой Славы работали архитектор Алексей Моргун и главный художник города Александр Темников. Проектирование каждого конкретного монумента было поручено предприятиям, расположенным в Кировском, Промышленном и Советском районах, т.е. условно на Безымянке.
Аллея Трудовой Славы стала идейным продолжением предыдущих памятников, посвященных вкладу Куйбышева в развитие советской авиации и победу над Третьим рейхом. От обобщающего и символичного монумента на площади Славы к более чем конкретному Ил-2 на Московском шоссе и от него – к монументам заводов, которые работали над «летающим танком», вся история создания которого была бы собрана на Аллее Трудовой Славы.
Ее отрезок от Воронежской до Краснодонской поделили между собой завод имени Тарасова (в годы войны — Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов) и «Авиаагрегат» (завод № 35 НКАП), производивший в годы войны винты для штурмовиков Ил-2.
Участок от Краснодонской до проспекта Кирова был отдан РКЦ «Прогресс» (в годы войны — авиационный завод № 1 им. Сталина). Следующий отрезок, от проспекта Кирова до улицы Каховской, перешел к «Авиакору» (авиационный завод № 18 им. Ворошилова).
Нельзя не упомянуть и о триумфальной арке, которая появилась здесь в 2015 году. В ее первоначальном проекте имелись специальные проекторы, которые должны были транслировать внутри арки кадры военной хроники. Но, видимо, из-за дороговизны от этой идеи отказались.
Отрезок между Каховской и Севастопольской был закреплен за заводом «Металлист» (завод № 525 Народного комиссариата вооружения). На перекрестке проспекта Юных Пионеров и Севастопольской установлен монумент завода «Куйбышевкабель». Нужно отметить, что в годы войны это предприятие работало не на Безымянке, а недалеко от железнодорожного вокзала.
Участок аллеи напротив школы № 168 получил в свое распоряжение Завод аэродромного оборудования (завод № 454 НКАП). Отрезок между улицами Юбилейной и Металлистов находился в ведении ГПЗ-9.
Между улицами Металлистов и Советской занял место нынешний «ОДК-Кузнецов» (моторостроительный завод № 24 им. Фрунзе).
Финальный отрезок аллеи принадлежал Куйбышевскому металлургическому заводу им. Ленина. Военной биографией это предприятие похвастаться не может, зато его основная продукция — алюминий, крылатый металл, а значит, связь с авиацией налицо.
Торжественное открытие Аллеи Трудовой Славы было приурочено к очередной годовщине Октябрьской революции. Увы, в 1990–2000-х годах ее монументы стали целью для охотников за цветным металлом и вандалов. Многие из элементов были безвозвратно утрачены. Реставрацию Аллеи Трудовой Славы провели в 2015 году.
10 декабря 2021 года на Аллее Трудовой Славы была открыта стела «Город трудовой доблести». День был выбран не просто так. 10 декабря 1941 года завод № 18 выпустил на самарской земле первый штурмовик Ил-2, а завод № 1 отметился первым истребителем МиГ-3. На рубеже 1980–1990-х на проспекте Юных Пионеров был построен высотный дом № 148 и детский сад завода им. Фрунзе (пр. Юных Пионеров, 150).
Еще одной достопримечательностью проспекта стоит признать парк 50-летия ВЛКСМ (ныне – “Молодежный”). Планы по его организации были озвучены в 1977 году, а первая очередь сдана в 1980-м. Здесь находились аттракционы, в том числе колесо обозрения и карусели, работал прокат лодок и катамаранов. Увы, в 1990-х годах парк быстро пришел в упадок. Лишь в 2022 году был проведен первый этап реконструкции “Молодежного”. В 2023 году продолжились работы по восстановлению паркового озера.