Адрес по площади Чапаева имеет только здание Самарского академического театра драмы им. Горького. Оно построено в 1888 году по проекту московского архитектора Михаила Чичагова.
Для самарского театра зодчий выбрал неорусский стиль с имитацией форм московского зодчества XVII века. При этом план здания имеет торжественно-симметричную основу, как отмечал Ваган Каркарьян, характерную для архитектуры классицизма.
В 1965–1967 годах здание театра было реконструировано: со стороны Пушкинского сквера появился пристрой, возрос объем сценической коробки, ее высота увеличилась почти на 10 метров и т.д. В первоначальном виде сохранился центральный фасад здания. Тогда же в гербовые щиты на парадном фасаде вернулись символы Самарской губернии.Только вместо исторического степного козла реставраторы изобразили сибирского горного, к Средней Волге и гербу Самарской губернии 1878 года отношения не имеющего.
Одновременно с постройкой театра безымянная площадь рядом с ним была названа Театральной. Территория между театром и нынешним Вилоновским спуском в 1899–1902 годах усилиями пивовара Альфреда фон Вакано была превращена в сквер, названный Пушкинским. В 1905 году там был установлен первый в Самаре памятник Александру Сергеевичу.
В тот же период небольшой скверик появился и у входа в городской театр. В первой половине 1910-х годов он рассматривался как место для установки памятников Петру Алабину и Михаилу Челышеву. Но эти инициативы не были реализованы.
В октябре 1915 года на Театральную площадь от перекрестка улиц Фрунзе и Красноармейской была проложена линия трамвая. Транспорт по ней подавался к театру ко времени окончания спектаклей. Трамвай покинул площадь Чапаева перед установкой памятника Василию Ивановичу и бойцам его отряда. Но не будем забегать вперед.
Весной 1918 года площадь была переименована в Красную, а в сквере у входа в городской театр было устроено кладбище жертв контрреволюции. Всего в период с декабря 1917 по январь 1922 года на нем было похоронено 12 человек. Их фамилии перечислены на мемориальной доске, установленной на доме Крайисполкома (Шостаковича, 5).
В недолгий период правления КОМУЧа площадь вновь стала называться Театральной. С октября 1918 по март 1921 года ей вернули название Красная, после чего переименовали в площадь Парижской Коммуны.
Это место было выбрано для установки памятника Третьему Интернационалу. Его проект был разработан сотрудниками самарского ВХУТЕМАСа — художниками Георгием Ряжским и Николаем Поповым, архитектором Константином Михайловым и скульптором В.Б. Бибаевым.
Планировалось использовать новые прогрессивные материалы — стекло и металл. По проекту, обелиск должен был венчаться прожекторами — «маяками на пути к коммунизму», а земной шар, покоящийся на плечах пролетариев, предполагалось подсвечивать в ночное время.
Первый камень на месте будущего памятника был установлен 1 мая 1921 года. Поблизости была водружена на пьедестал его гипсовая модель. Но строительство памятника так и не началось из-за нехватки финансирования и начавшегося в Поволжье голода.
К 15-летию Октябрьской революции площадь Парижской Коммуны была выбрана местом установки памятника Василию Чапаеву и бойцам его отряда. Он стал первым многофигурным монументом в истории советской скульптуры.
Руководителями большого авторского коллектива, работавшего над памятником, стали уже известный на тот момент скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард. Консультационную помощь им оказывали красные командиры, соратники Чапаева – Иван Кутяков и Гая Гай. Для воссоздания внешности легендарного комдива Матвей Манизер привлек к работе его сына Александра, внешне очень похожего на Василия Ивановича.
Памятник Чепаеву был открыт 5 ноября 1932 года. Да, именно так была первоначально написана фамилия Василия Ивановича на его пьедестале.
Тогда же, в 1930-х годах, самарскими архитекторами был разработан проект перестройки здания городского театра в модной тогда стилистике конструктивизма. Но, по счастью, он так и не был претворен в жизнь.